С прошлого века и до нынешнего времени дерево было и есть самым распространенным материалом, как в строительстве, так и в изготовлении мебели, посуды и различных орудий труда. Но крестьяне заботились не только о практичности, а и о красоте деревянных изделий. Как только рука опытного резца прикасалась к куску дерева, происходило чудное преображение. Ковши и прялки, вальки и солонки, чаши и скамьи, дуги и сани, арки – все становилось безупречными произведениями декоративно – прикладного искусства. Но самым популярным является домовая резьба.

Домо́вая резьба́ – это метод, основным заданием которого является украшение экстерьера дома. Базируется этот метод в вырезании на внешних деревянных элементах различных фигур и орнаментов.

Большое распространение домовая резьба получила за счет деревянного зодчества. Издавна резьбой по дереву  украшались практически все выступающие и накладные элементы фасада домов: карнизы, наличники, полотенца, балясины, гнилые доски, кровли и столбы крыльца.

В нынешнее время в домовой резьбе нашли применение почти все виды деревянной резьбы:

 

  • Накладная,
  • Прорезная,
  • Скульптурная,
  • Рельефная.

 

Истоки домовой резьбы своими корнями уходят в глубокую древность. Еще в Древней Руси данную технику использовали, прежде всего, для привлечения светлых сил. Под защитой светлых сил ни человек, ни его род не боялись вторжения темных и злых начал в свой дом. В то время существовала целая система знаков и символов, которые защищали крестьянские дома. Наиболее яркими частями жилища всегда были крыльцо, наличники и карнизы.

Для домовой резьбы использовались простые геометрические мотивы – ряды полукругов, причелин с кистями, треугольников и других фигур. В славянской мифологии такие резные декоры отождествляли с символами небесной влаги, дождя, от которых зависело плодородие, а значит и достаток земледельца. Знаками Солнца были солярные символы, которые описывали дневной путь светила.

Особенным и очень важным в экстерьере были наличники окон. Сами окна в славянской мифологии являются границей между миром внутри жилища и миром природы, иным, неразгаданным миром. Верхняя часть оконного наличника обозначала небесный мир – на этой части отображали символы Солнца. На остальных же частях окна присутствовали символы природных мотивов. К фитоморфным мотивам относились стебли растений, цветы, ростки и початки. А к зооморфным мотивам относились змеи с изогнутыми телами и величавые птицы с пышными хвостами и поднятыми крыльями.